логотип автотрибуна

Подарочные карты автошколы

Практика
0
00

Рассмотрим маркетинговые преимущества данного инструмента и финансовые подводные камни, с ним связанные. Для лучшего понимания механизма, начнем с теории. :)

В десятых годах XXI века подарочные карты прочно вошли в список популярных подарков на все случаи жизни. В чем секрет успеха такого инструмента?

Первая причина популярности – огромная экономия времени и мыслительного ресурса дарящего. Не нужно ломать голову, искать, выбирать… Одариваемый сам прекрасно знает, что ему нужно.

Вторая причина, психологическая, заключается в нашем менталитете. До их пор, вручение в качестве подарка, денежной купюры рассматривается как некая неловкость. Тут и схожесть процедуры с подкупом (негативная коннотация – дружбу не купишь!) и со взяткой (неправильно поймут!) и невнимание (даже не подумали что подарить, просто деньги сунули!).

Подарочная карта (ПК) снимает эти психологические проблемы. Она не воспринимается ни дарящим, ни одариваем как деньги. Нет, умом-то все всё понимают, но… Кстати, именно поэтому в казино играют не деньгами, а фишками – гораздо легче бросить на сукно кусочек пластика, чем «котлету» денег.

С другой стороны, подарочная карта часто имеет тематический характер, что позволяет дарящему продемонстрировать одариваемому внимание к его личной жизни и увлечениям. Например, любителю рыбалки дарят карты из соответствующего магазина.

И еще одно, немаловажное, но часто игнорируемое свойство ПК – это возможность оформить акт дарения красиво, а значит доставить удовольствие от процедуры не только одариваемому, но и дарителю. Запомните этот момент, рассмотрим его ниже.

Зачем автошколе выпускать подарочные карты?

Вряд ли стоит считать ПК – палочкой выручалочкой от всех проблем и билетом в страну Эльдорадо. Это просто еще один, очень удобный и не требующий больших вложений маркетинговый инструмент автошколы.

Если подарочная карта позволит Вам приобрести в год 5-10 учеников ДОПОЛНИТЕЛЬНО, разве это плохо? По-моему – это прекрасно! Тем более, что фактически, для «обустройства» данной темы, поработать надо один раз в несколько лет.

Карты мелких номиналов – прекрасный подарок от директора автошколы лично (практически по любому случаю). Представьте себя, раздающим на мероприятии тысячные купюры. Выглядеть такая картина будет ужасно! А вот раздать несколько карт – это вполне прилично и где-то даже элегантно. :) Хотя конечно, тут уместнее специальные сертификаты, но о них мы поговорим в другой раз.

Номинал карты

Мне кажется, что одной из причин отсутствия энтузиазма в отношении ПК у директоров автошкол, является стереотип об их цене. Почему-то многим кажется, что номинал ПК автошколы должен соответствовать стоимость обучения. А, собственно, почему?

Кто мешает выпустить карты на 3, 5, 10 тыс. рублей? Да хоть на тысячу!

Наблюдения показывают, что мелкие номиналы люди охотно берут к «половым» праздникам (23 февраля и 8 марта), а также для тех, о ком известно, что он учится в автошколе (для внесения очередного платежа при рассрочке).

Как рекламировать подарочную карту?

Поддерживающая реклама данного продукта конечно нужна. Информация о возможности приобретения должна быть легко заметна и на сайте, и на страницах в соцсетях.

Однако именно рекламирование целесообразно проводить к праздничным датам. Как уже говорилось выше, ПК небольших номиналов отлично идут на Новый год, 23 февраля и 8 марта.

Карты полной стоимости неплохо продаются в районе выпускных экзаменов, как подарок на окончание УЗ.

Помимо «лобовой» рекламы, в виде рекламного объявления о продукте, необходимо поддерживать продажу ПК коротенькими статьями о пользе и удобстве продукта (помогите людям понять его пользу!). (Ред. – Всем желающим мы с удовольствием скинем шаблон такого рода текста по запросу).

На базе ПК можно прекрасно проводить рекламные кампании «скидочного» типа. Например: «Только до 32 мартобря, подарочную карту нашей автошколы «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО» можно купить со скидкой 3 000 рублей!»

Как изготовить подарочную карту?

Чисто технологически, подарочную карту лучше всего макетировать и делать стандартного визиточного (90х50 мм) или «пластикового» формата (86х54 мм).

По материалу все зависит от размеров вашего бюджета и тиража. Вполне справятся с задачей и бумажные карты заламинированные толстой пленкой с двух сторон (для жесткости, сохранности и красивого внешнего вида. Единственно, что на некоторые виды печати (например твердочернильную) ламинат плохо садится (отклеивается), поэтому перед заказом, надо как минимум, проконсультироваться у производственников.

Шикарно смотрятся пластиковые подарочные карты, но они не всегда доступны по цене. Помимо внешнего вида у таких карт есть то преимущество, что в принципе, их можно печатать по потребности (от 1 штуки).

Номинал на карте лучше не указывать, лучше проставить идентификационный номер. Это придаст карте необходимую универсальность (иначе придется заказывать несколько разных тиражей) и позволит вести учет при продаже.

А вот теперь вспомним про то, что процедура дарения должна быть приятна не только одариваемому, но и дарителю!

Следовательно, на внешнем виде (на дизайне) все-таки лучше не экономить, тем более, что это затраты лет на пять, как минимум. А кроме того, я бы рекомендовал, помимо непосредственно карты, изготовить для нее красивый конверт из плотной бумаги, подобно тем, в которые сотовые операторы пакуют свои sim-карты. Дало в том, что для дарителя, дарить подарок побольше, значительно приятнее, чем поменьше, а ведь именно он принимает решение о покупке! Кроме того, конверт позволяет дифференцировать карты, например, по половому принципу – для девочек поцветастее и порозовее, а для мальчиков лаконичнее и брутальнее. Плюс на конверте замечательно разместится Ваша рекламная информация, для которой непосредственно на карте просто нет места.

Финансовые подводные камни для подарочных карт

(Уважаемые коллеги! Я не практикующий бухгалтер и бухгалтерию изучал более 20 лет назад. Поэтому в тексте возможны некоторые неточности не отменяющие общий смысл написанного. Буду благодарен вам за дружеские поправки!)

Два бухгалтера изложили мне решение проблемы двумя разными способами.

Вариант 1.

Когда ПК просто дарится клиенту в виде подарка (например – от Вас лично) никаких финансовых коллизий не возникает. Просто в момент оплаты обучения, карта вносится в кассу как платежное средство и учитывается в виде скидки (стоимость обучения просто уменьшается на величину номинала).

А вот когда карта покупается (особенно при мелких номиналах), возникают нюансы с правильным бухгалтерским учетом данной операции.

Дело в том, что, как автошкола, вы занимаетесь реализацией населению услуг. Продавая же карту и пробивая ее на кассе – вы продаете потребителю уже товар, а это разные вещи.

Кроме того, когда человек придет с ПК на учебу и сдаст ее в кассу в виде средства оплаты, то кассир, вроде бы, должен пробить ее как деньги? Но это же не логично, сумма-то одна!

В общем, тут необходимо, чтобы и касса был правильно запрограммирована, и бухгалтерия выполнила проводку верно.

Итак, когда в кассу приходят деньги за ПК, это должно быть оформлено как предоплата или авансовый платеж, как товар. Который будет зачтен, когда заключается договор купли-продажи.

Это будет дебет 50-го счета и кредит 62-го (62.70). То есть именно на счете 62.70 учитывается стоимость проданных ПК как товара (авансы).

Потом одаренный приходит заключать договор на вашу услугу. Например, при стоимости услуги 20 тыс. руб., ученик имеет подарочную карту на 10 тыс. руб. (выполнена проводка дебета 50-го счета и они учтены на счете 62.50. – авансы по подарочным картам), а когда он пришел, пробивается 20 тысяч – дебет 50-го и кредит 62.20. Таким образом, вся сумма (20 тыс.) зачтена на счет 62.20 где поименно учитываются все договоры. А потом, в эту же дату бухгалтеру нужно сделать проводку дебет 62.50 (обнулить) и кредит 50-го и тогда останется четко дебет 50-го 20 тысяч и кредит 62.20, там, где осуществляется учет по договорам.

То есть чек пробивается полностью, на 20 тысяч, + делаются проводки.

Не пробивать чек, когда ПРОДАЕТСЯ подарочная карта – нельзя. Кроме того, кассу надо заранее соответствующим образом запрограммировать на регистры «товар» и «услуга».

Вариант 2.

Заморачиваться с «товаром» нет необходимости. Ставить карточки на учет или на забалансовые счета тоже нет небоходимости – это ведь просто символ.

При выдаче карты (и ее неофициальном учете) просто пробивается чек за авансовый платеж с зачислением средств на счет 62.02.

При обращении одаренного с просьбой зачесть сумму, деньги проводятся на счет 62.01.

А какой вариант Ваша бухгалтерия считает более верным?

В целом, как-то так. :)

Вместо заключения

За образцом рекламного текста по ПК обращайтесь в личку.

2. Если нужно сделать дизайн ПК – обращайтесь в личку

3. Если найдете ошибки (неточности) в бухгалтерской части статьи – пишите, Ваши замечания будут приняты с благодарностью. Можно ставить уточнения в комментарии к посту.

 

Виктор Петров,

гл. редактор портала АвтоТрибуна

Комментарии

Для комментирования зарегистрируйтесь или выполните вход в свою учетную запись.
наверх