Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» приведёт к расширению использования газомоторного топлива
Экономические и экологические преимущества газомоторного топлива обсудили 7 июня участники Петербургского международного экономического форума на отраслевой сессии «Газомоторное топливо. Экономика и климат». Спикерами выступили Министр транспорта РФ Евгений Дитрих, председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, заместитель Министра энергетики РФ Антон Инюцин, исполнительный секретарь Экономической и социальной комиссии Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) Салсия Армида. В обсуждении темы принял участие заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Евгений Туриев.
Выступая перед собравшимися, Евгений Дитрих напомнил, что одно из глобальных условий устойчивого мирового развития — принятие срочных мер по борьбе с изменением климата. Главной целью России в этом отношении является сокращение объемов выбросов парниковых газов к 2030 году на 25 – 30 % по сравнению с 1990 годом.
При этом основным источником выбросов является именно транспорт (около 40 % суммарных выбросов), в частности, автомобильный — на него приходится чуть менее 80 % от общего объема вредных выхлопов. «Перевод транспорта на газомоторное топливо в ближайшие годы позволит достигнуть значительного экологического эффекта», —сообщил министр. Он также констатировал, что в настоящее время доля потребления природного газа в качестве моторного топлива составляет менее 1 %. Амбициозная цель — к 2030 году довести долю транспорта с двигателями на альтернативных видах топлива минимум до 49 %.
Чтобы активизировать этот переход, Евгений Дитрих предложил адресно поддержать закупки транспорта на газомоторном топливе в регионах, где уже созданы условия для его эксплуатации. Речь идет в том числе о приобретении пассажирского транспорта в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На эти цели предусмотрено порядка 20 млрд рублей из федерального бюджета.
Далее предполагается 26 российских субъектов объединить в 7 кластеров с последующим строительством газозаправочной инфраструктуры вдоль автодорог. В настоящее время Генеральная схема размещения таких объектов на опорной сети существующих и перспективных федеральных автомобильных дорог концептуально одобрена на правительственном уровне. Согласно этому документу на федеральной сети Росавтодора планируется разместить 181 газозаправочную станцию (АГНКС), а на сети платных дорог госкомпании «Автодор», совместно с которой был разработан документ, — 66 заправок.
Первый этап с 2019 по 2024 годы включает в себя строительство 98 АГНКС, на втором этапе — до 2030 года — будет построено еще 149 газозаправочных станций.
В настоящее время Росавтодором заключены Меморандумы о сотрудничестве в сфере развития газозаправочной инфраструктуры вдоль федеральных автомобильных дорог с ООО «Газпром газомоторное топливо» и ПАО «НОВАТЭК». Аналогичный Меморандум планируется подписать с ООО «РН Газотопливная компания».
Совместно с ПАО «Газпром» определена пилотная часть схемы размещения автомобильных газозаправочных станций — 14 АГНКС появятся вдоль федеральной трассы М-5 «Урал».
Подводя итог, Евгений Дитрих отметил, что перевод транспорта на природный газ позволит уменьшить транспортные издержки за счет снижения себестоимости перевозок на 15 – 20%. «Значительно сократятся объемы выбросов в окружающую среду. Повысится ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств, а также энергоэффективность работы транспортной системы России в целом», —заключил он.