Разделение водителей на "любителей" и "профессионалов": будущий прорыв или очередной бардак?
От редакции:
Итак, Минтранс выступил с "революционной" инициативой о разделениии подготовки водителей на "любительскую" и "профессиональную". "То, о чем так долго твердили большевики...", в смысле, то к чему так долго призывали автошколы, вроде бы вот-вот осуществится!
Но будет ли проект жизнеспособен? Не убьет ли он оончательно сложившуюся систему подготовки водителей?
На сайте https://regulation.gov.ru уже выложен проект изменений в закон "О безопасности дорожного движения", предложенный Министерством транспорта, а в конце этого материала находится гиперссылка по которой Вы сможете скачать проект документа, чтобы изучить его самостоятельно.
Сначала официоз от Парламентской газеты
Минтранс предложил разделить водителей на любителей и профессионалов
Систему подготовки водителей в России предложили изменить, выделив категории любителей и профессионалов. Соответствующий проект поправок в закон о безопасности дорожного движения разработал Минтранс, документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Таким образом, полагают разработчики, усилится теоретическая и практическая подготовка граждан, желающих зарабатывать вождением, например, грузовиков или такси. А тем, кто намерен пользоваться авто только в личных целях, будет необязательно изучать некоторые дисциплины.
Согласно проекту, обучение в автошколе предлагается вывести за рамки законодательства об образовании (от редакции: Вот это номер!). Любителям не нужно будет изучать организационно-управленческие дисциплины, не связанные с безопасностью дорожного движения, например, «диспетчерское руководство работой подвижного состава» или «организацию таксомоторных перевозок пассажиров».
Эта программа, считают в Минтрансе, избыточна для тех, кто не планирует профессионально заниматься перевозками пассажиров и грузов. Для получения прав нужно будет, как и прежде, сдать экзамены в ГИБДД, однако не потребуется знание дополнительных дисциплин.
При этом водители грузовиков, автобусов, такси, работающие по найму, должны будут пройти профессиональное обучение после получения водительского удостоверения. Соответствующий документ будет выдаваться после сдачи экзамена сроком на 5 лет, а по его истечении нужно будет пройти повышение квалификации.
«Указанное разделение позволит установить требование о периодическом повышении квалификации «водителей-профессионалов», внедрить изучение дополнительных дисциплин, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и грузов без необоснованного увеличения нагрузки на «водителей-любителей», — говорится в пояснительной записке к документу.
При этом положения законопроекта не будут применяться к водителям пожарных машин, карет скорой помощи, транспорта аварийно-спасательных служб или Вооруженных сил России, а также в случае участия транспортного средства в международном движении.
В связи «с масштабностью проектируемых изменений» Минтранс предлагает отложить сроки вступления инициативы в силу на 2 года.
От редакции 2:
в другом материале Парламентская газета описывает предложенные новации более развернуто:
"Согласно проекту, обучение в автошколе не будет считаться образовательным процессом. Граждане, как и прежде, смогут проходит там подготовку по всем категориям и подкатегориям (А, B, C, D и так далее), сдавать экзамены в ГИБДД и получать права. Но при этом они будут считаться любителями, которые не имеют права работать по найму на перевозках грузов или пассажиров.
Чтобы стать водителем-профессионалом, владелец прав категории C, D должен пройти специальные курсы повышения квалификации. По окончании он получит свидетельство о профессии водителя сроком на пять лет.
Зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Александр Башкинрассказал «Парламентской газете», что год назад этот вопрос уже поднимался. Тогда многие эксперты согласились с необходимостью применять разные подходы к подготовке и дальнейшему контролю за деятельностью водителей-профессионалов и любителей.
«Лица, занимающиеся профессиональными перевозками пассажиров и крупногабаритных грузов, управляют транспортными средствами не просто повышенной, а особо повышенной опасности, — подчеркнул сенатор. — К сожалению, сейчас нередки случаи аварий на дорогах по вине водителей автобусов и грузовиков. Как правило, такие аварии сопровождаются большим количеством жертв».
По данным Минтранса, из-за «недостаточного профессионального мастерства» водителей грузовиков и автобусов в 2018 году произошло более 15,8 тысячи дорожно-транспортных происшествий.
Александр Башкин напомнил, что сейчас по закону все лица, профессиональная деятельность которых связана с особыми условиями, регулярно, раз в пять лет, проходят переподготовку или переаттестацию. «Это и врачи, и государственные служащие, и лица, управляющие пассажирским водным и воздушным транспортом, — перечислил сенатор. — Вызывает удивление, почему до сих пор эта норма не введена в отношении наземного транспорта».
От редакции 3:
Тональность материала Российской газеты по теме, уже не так светла и благостна. Автор недоумевает и задается вполне логичнвыми вопросами
Рулить будет проще
Минтранс доработал законопроект, который предусматривает, что водители будут разделены на любителей и профессионалов. При этом подготовка водителей-любителей будет проще, чем сейчас, а профессионалов останется на этом же уровне с последующим повышением квалификации.
Эти поправки в закон о безопасности дорожного движения размещен для общественного обсуждения на портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru.
Идея о том, чтобы разделить водителей на такие категории, ходит уже давно. И была поддержана правительственной комиссией по безопасности дорожного движения.
В Европе, чтобы работать водителем надо получить код 95. А для этого пройти подготовку и в последующем проходить переподготовку раз в пять лет.
Примерно это и собирался реализовать минтранс своими поправками. Однако получился довольно странный документ.
Так вполне обоснованно минтранс утверждает, что водителям-любителям не нужны знания, касающиеся организационно-управленческих дисциплин. Например, диспетчерское руководство работой подвижного состава. И это вполне справедливо. Но как же планируется это реализовать?
Водителям-любителям, которые не собираются работать за рулем, не нужны знания организационно-управленческих дисциплин. Например, диспетчерское руководство работой подвижного состава
Подготовку водителей-любителей предлагается вывести за рамки закона об образовании. То есть готовить их будут образовательные организации по программам специальной подготовки. Такого термина в законе об образовании нет. То есть лицензию на подготовку водителей эти образовательные организации получать не будут.
Это уже было в российской практике. С 2010 по 2013 год в связи с изменением порядка лицензирования, автошколы не получали лицензий и не контролировались ГИБДД. То, к чему это привело, расхлебывать всем ведомствам приходится до сих пор. В 2013 году Госавтоинспекции вновь вернули обязанность по согласованию программ и выдаче соответствующих заключений. В результате по итогам 2018 года в сравнении с 2013 годом количество ДТП по вине начинающих водителей снизилось на 59 процентов.
Но это еще не все. Чтобы стать профессиональным водителем на троллейбусе или трамвае, согласно этому документу, сначала нужно стать водителем этого транспорта, но любителем. А чтобы водить спецтранспорт, например "скорую" или пожарную машины, профессионалом быть и вовсе не обязательно. Достаточно получить права водителя-любителя после прохождения спецподготовки в организации, которая не имеет лицензии, а потом пройти еще спецкурс.
Есть подозрения, что после внедрения таких новаций предусмотренной Стратегией безопасности снижения смертности на дорогах до 2024 года не достичь.
От редакции 4:
А вот портал АвтоВзгляд в отношении авторов законодательной инициативы в словах стесняться не стал и прямо предположил у "транспортников" "весеннее обострение"
Выучиться на водителя можно будет почти в любой подворотне
Если гражданин, перегревшись на апрельском солнышке, принимается разговаривать с инопланетянами, никто особо не удивляется: весеннее обострение, бывает… Но когда целое федеральное ведомство начинает демонстрировать признаки «весеннего» умонастроения, тут уже не до понимающих ухмылок.
Речь идет о свеженьких инициативах Минтранса и ГИБДД в области обучения водителей. Минтранс, например, решил, что водителей нужно разделить на профессионалов и любителей.
Последним, по его мнению, не нужны знания профессионалов. Поэтому обучение на «любителя» предлагается вообще вывести из системы образования, оставив в ней лишь заведения, готовящие пилотов грузовиков, автобусов и трамваев с троллейбусами — профессионалов то есть.
Логично? Вроде бы да. Но стоит почитать проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения», опубликованный Минтрансом, как понимаешь, что весна в стенах этого ведомства вступила в свои права давно и плотно.
Прежде всего, выведение обучение «на любительские права» из системы образования означает полную отмену лицензирования и хоть какого-то контроля за учебным процессом, программами обучения и прочими аспектами работы автошкол. Будущих водителей смогут учить неизвестно кто, неизвестно как, неизвестно где. Потом эти «любители» пойдут сдавать экзамены в ГИБДД. Как? Да как-нибудь…
Ладно, хорошо: желающим водить грузовики, может быть и не помешает для начала научиться управлять легковушкой и только потом идти повышать свою квалификацию на курсы профессиональных дальнобойщиков. Но, по версии Минтранса, и будущим «пилотам» трамваев и троллейбусов тоже придется для начала отучиться и получить легковые «права»! Им это зачем?!
Особое умиление вызывает оговорка в законопроекте, касающаяся водителей машин экстренных служб — пожарных и скорой помощи. По мысли Минтранса, они вполне могут быть «любителями», а не «профессионалами»! Им, оказывается, не обязательно проходить профподготовку.
Иными словами, окончил ты какие-нибудь «левые» курсы и вперед: води многотонную автоцистерну с брандспойтом или больных по «встречке» катай — никаких проблем!
Кроме того, ради внедрения инициативы, вылупившейся в недрах транспортного ведомства, придется переписать, в общей сложности, около 20 действующих нормативно-правовых актов, включая федеральные законы и указ Президента. Спрашивается: зачем?! Что в нынешнем порядке обучения настолько противно министерству?
Ради чего последние пять лет куча ведомств, включая ГИБДД, Минобразования, Минэк, сам Минтранс и все автошколы России «стояли на ушах», радикально реформируя всю систему обучения водителей?! Чтобы сейчас начать все заново? Инопланетянам это понравилось бы…
Текст документа для скачивания