Получаем права по-старому… или Как Минэконом убил инициативу ГИБДД об изменениях в практическом экзамене
Широко известно о новом регламенте сдачи экзамена ГИБДД на права, который был разработан Госавтоинспекцией в 2018 г. и ожидался к принятию в 2019.
Указанный документ содержал в себе несколько достаточно интересных нововведений, одно из которых мы даже успели описать. Речь шла об идее замены двух практических экзаменов по вождению (город и площадка) на единый.
И вот, внезапно, предложенный документ провалил экспертизу Минэкономразвития (МЭР)!
Текст Заключения № 1077-ВЖ/Д26и от 21.01.2019 г. Минэкономразвития
По мнению министерства, проект не только содержит избыточные требования, которые повлекут за собой дополнительные расходы, но и (что особенно интересно!) не решает обозначенной в пояснительной записке проблемы.
По данным ГИБДД в 2017 году было проведено 4,6 млн. практических экзаменов, из них 2,2 млн. – «площадка», а 2,3 миллиона – в городе. На каждого кандидата в водители пришлось в среднем 5,6 попытки сдачи экзаменов. Процент сдачи с первого раза составил для экзамена на площадке – 44%, а для «города» – 34% сдающих.
Экзамен по-новому предполагает совмещение этих 2-х этапов. Следовательно, считает МЭР, количество практических экзаменов в городе увеличится как минимум (!) на количество экзаменов, при которых в действующей системе обучения кандидаты в водители пересдают «площадку».
Кроме того, если сейчас, в ряде мест, проверка первоначальных навыков может осуществляться на автоматизированных автодромах и такие автодромы имеют высокую пропускную способность (порядка 160 чел./час и это существенно экономит время), но при переходе снова на «ручной» режим приема этой экономии не будет. Плюс итог экзамена станет больше зависеть от субъективного мнения экзаменатора.
В МЭР напомнили, что подготовкой водителей занимаются как частные автошколы, так и государственные. То есть бюджетные организации, которые за деньги налогоплательщиков приводили свои (теперь вроде бы ненужные) автодромы в соответствие с законами, получается, потратили деньги зря.
По оценкам экспертов, отдельные упражнения в условиях загруженности дорог выполнять проблематично и даже опасно. Например, КамАЗ с прицепом имеет длину порядка 20 м, и для выполнения отдельных упражнений на площадке автопоезду может потребоваться территория длиной до 70 метров, а в проекте постановления вообще пропали требования о необходимости обеспечить нужные размеры экзаменационных площадок.
Неудовлетворительна и коррупционная ёмкость нового регламента:
«Отсутствие требования о наличии инфраструктуры образовательных организаций, снижение стандартизированных требований к выполнению упражнений, а также прямая зависимость между успешностью сдачи экзаменов учеников и хозяйственной деятельностью образовательных учреждений, способны привести к росту недобросовестной конкуренции».
Общий вывод: предложенные изменения существующей практики не решает обозначенной в пояснительной записке проблемы, а создадут новые.
Теперь от МВД потребуется или отозвать проект полностью или внести в него правки.
А какие же еще выводы можно сделать из данного «скандала в благородном семействе»?
Самое главное – у ГИБДД нет концепции, направленной на улучшения системы подготовки водителей. Нет не только концепции, нет даже хоть сколько-то толковых идей! И (что весьма неожиданно) МЭР об этом сказал во всеуслышание.
В связи с отсутствием стратегии, любые инициативы превращаются в беспорядочные метания, в видимость кипучей деятельности – сегодня бежим в одну сторону, завтра – в другую.
А еще Минэкономразвития, открытым текстом заявило, что людям в погонах тоже надо начать считать деньги. Было указано, что организации и предприятия деньги на предыдущие «гаишные хотелки» потратили, а теперь предлагается все это забыть и забросить? Не выйдет!
Естественно, что для руководства ведомства, такой «отлуп» стал настоящим холодным душем. Скажем прямо, что сотрудники ГИБДД уже давно привыкли ощущать себя кастой избранных, государством в государстве. Кто и когда в последний раз требовал у ГИБДД доказательств по поводу глубоких умозаключений о подготовке водителей? А ведь всего 5 лет назад была проведена очередная масштабная реформа автошкольного образования. И тогда специалисты уверяли, что эффекта новые программы сами по себе не дадут. Но разве ГИБДД признает и проанализирует свои ошибки? Нет, лучше она затеет новую реформу!
А на вопрос «Почему так плохо водят автомобиль начинающие водители?» будет твердиться старая мантра: «Автошколы плохо учат!». Но ведь автошколы не дают своим ученикам права! Достойными выйти на большую дорогу их признают именно сотрудники экзаменационного отдела ГИБДД! Но они ни при чем. «Давайте накажем автошколы!» – говорят в ГИБДД.
Так что перед нами тот самый случай, когда «Не было бы счастья… Да несчастье помогло!» Финансовые затруднения в стране заставили чиновников думать. пока – самых умных, а вот теперь похоже эту науку придется осваивать и «красивым».
Директор автошколы Престиж Жанна Беляева
Карелия, Петрозаводск
Фото персон взяты с официальных сайтов организаций